Лента новостей

19:57
МИД: Россия будет считать F-16 на Украине носителями ядерного оружия
19:54
Командир 4-й мотострелковой бригады Луганского корпуса удостоен звания генерал-майора
19:28
Си Цзиньпин призвал Эмманюэля Макрона и Урсулу фон дер Ляйен быть самостоятельными и начать реальные переговоры по Украине
19:27
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 6 мая
18:52
«Быть бедным на Украине - значит, быть мёртвым»: страна превращается в гетто
18:51
Украина призвала своих хозяев не признавать Путина президентом России
18:39
В Главном храме ВС РФ прошел торжественный молебен в честь 79-й годовщины победы в Великой Отечественной войне
18:15
Польша отказалась посылать свои войска на Украину
18:14
В Санкт-Петербурге подростки-поклонники ВСУ получили сроки заключения в тюрьме за теракт на железной дороге
18:13
Москва пригрозила Лондону ракетными ударами по Британии
18:07
Китай раздражён манерой США говорить в диалоге с ним одно, а за глаза делать другое
17:44
Россия пригрозила ударами по британским объектам на Украине
17:29
Франция назвала «дезинформацией» сообщения об отправке солдат Иностранного легиона на Украину
17:27
Россия пригрозила Великобритании ударами в ответ на украинские атаки
17:11
США ищут замену Зеленскому
17:06
Дебют амфибий ACV КМП США на Филиппинах
16:57
Удары ВКС РФ по энергосистеме Украины превратили страну из экспортера электроэнергии в её импортера
16:56
Польский судья сбежал от прозападной власти в Белоруссию
16:55
«Очаровательная Сергиетта» пыталась спастись от киевского режима в Румынии по паспорту сестры
16:54
На Украине продлевают военное положение и мобилизацию до осени
16:53
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 6 мая
16:24
Англосакские наследники германских, польских и японских биоубийц
16:17
Нацбанк Украины заложил в инфляционный отчёт резкое повышение тарифов на свет
16:16
Убийцы Рассела Бентли задержаны и дают показания
16:13
Греция и Турция единодушны по вопросу передачи своих систем С-300 и С-400 Украине
15:50
Кредит для покойника
15:38
Где поставить запятую в предложении «выдворить нельзя оставить». Страны ЕС «не рады» украинским мужчинам
15:37
Смена коней на переправе. Джо Байдена могут заменить женой Барака Обамы на выборах в США
15:36
«Сепарская гнида». Переселенцы с Донбасса так и не стали своими для киевских «патриотов»
15:28
Польский судья Шмидт попросил политубежище в Белоруссии
15:11
Будет ли переворот на Украине
14:59
В ГУР утверждают об уничтожении российского катера в бухте Узкой. Минобороны РФ опровергает
14:58
США подыскивают кандидата для смены Зеленского
14:31
НАТО провела для России две «красные линии»
14:23
Иванов намерен переехать из СИЗО на Рублёвку
14:22
На Харьковщине священник ПЦУ проиграл пожертвования в онлайн-казино, а во Львове — развращал несовершеннолетних
14:21
«Профурсетки и шалашовки останутся в стороне». Депутат Милонов инициировал создание на «Госуслугах» сервиса знакомств
13:42
Эрик Принс: Пентагон не способен побеждать
13:40
Американская помощь сама по себе не спасет Украину
13:37
Госдума одобрила запрет для иноагентов участвовать в выборах
13:28
Mysl Polska: Польша нуждается не в войне, а в мире
13:26
Пострадавшие в столкновении десантных катеров американские моряки вернулись к службе
13:15
Международные уголовники: Запад продвигает двойные стандарты
13:08
Учения ВС РФ с нестратегическим ядерным оружием направлены на отрезвление западных «инфантильных дебилов»
12:59
Путин поручил провести учения по использованию тактического ядерного оружия
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета

С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета



Самолет с вертикальными взлетом и посадкой имеет много ограничений по массе вооружения и дальности полета. А обычному требуется длинная взлетно-посадочная полоса. Как совместить достоинства того и другого, не перенимая недостатки? Так родилась идея самолетов с укороченным взлетом.

С места – в полет: возможен ли безаэродромный взлет самолета


Практика первых столкновений Второй мировой показала, что проблему объектовой ПВО, то есть защиты завода, корабля, склада или населенного пункта от авиаудара, не удавалось полностью решить за счет установки батарей из зенитных орудий: даже очень плотный огонь с земли зачастую оказывался малоэффективным против бомбардировщиков. Причиной тому была низкая точность зенитных орудий — стрельба по самолету требовала от наводчика мгновенного расчета курса самолета, высоты, расстояния до него и т. д. и ввода соответствующих поправок и упреждений. Поэтому стрельба с земли использовалась только для создания плотного заградительного огня, основной целью которого было не сбить самолет, а заставить его сойти с боевого курса, то есть прекратить атаку. Наиболее надежным способом уберечь наземный объект от бомбардировки осталось прикрытие с воздуха истребителями. Но, к сожалению, построить рядом с объектом аэродром с полноразмерной взлетно-посадочной полосой возможно далеко не всегда.

«Морской ураган»

Вторая мировая война требовала от Великобритании непрерывных поставок оружия и продовольствия находящимся далеко от туманного Альбиона войскам. Единственным способом снабжения были морские конвои. Не имевшие практически никакого прикрытия с воздуха транспорты становились легкой добычей бомбардировщиков и торпедоносцев люфтваффе. Но это было еще полбеды: непрерывно барражирующие немецкие разведывательные самолеты с успехом наводили на цель главных морских «охотников» — подводные лодки. Британские военные, чрезвычайно озадаченные неприемлемыми потерями транспортных кораблей, одними из первых задумались о создании истребителя-перехватчика, способного взлететь со специальной малогабаритной установки, смонтированной на обыкновенном сухогрузе. Идея взлета с короткой катапульты была не новой, но применялась она только на легких и тихоходных морских самолетах-разведчиках. Взлет же истребителя предлагался впервые. Такие экстренные меры были необходимы потому, что эскортных авианосцев, идеально приспособленных для прикрытия транспортов с воздуха, катастрофически не хватало.





Установка для запуска истребителя

«Ураган ее величества»

Установка для запуска истребителя была сделана предельно простой и технологичной, тем не менее пуски были достаточно успешны. После нескольких стартов с катапульты пилотов Hurricat переводили обратно в «сухопутную» авиацию, для того чтобы летчики не теряли навыков, необходимых при посадке самолета.







Начавшиеся эксперименты с катапультным стартом истребителя Fulmar показали его низкую эффективность, и единственным пригодным английским самолетом оказался истребитель Hurricane Mk. I фирмы Hawker, обладавший достаточно прочной конструкцией и мощным двигателем Rolls-Royce Merlin II. Hurricane продемонстрировали свою эффективность в борьбе с бомбардировщиками еще во время Битвы за Британию. К тому же к 1941 году их производство было полностью освоено и поставлено на поток, а серийная машина требовала минимума доработок. Планер самолета дополнительно усилили, а под фюзеляжем разместили крепления для установки на подвижные салазки катапульты. Всего было переоборудовано 50 машин. Разгон самолета, названного Sea Hurricane («Морской ураган»), осуществлялся мощными пороховыми ускорителями. Катапульты монтировались на носу простых транспортных кораблей, получивших индекс САМ (Catapult Armed Merchantman — «Вооруженное катапультой торговое судно»).








Взлет с корабля


Обслуживанием установок управляли старшие механики переоборудованных кораблей, а запуск осуществлял ответственный за катапульту офицер. Ферменная направляющая длиной 21,3 м устанавливалась в носовой части судна: это давало кораблю возможность маневрировать и за счет этого запускать самолет при встречном ветре, то есть в максимально выгодных для взлета условиях. Старт происходил следующим образом: механик самолета запускал и прогревал двигатель, тем временем команда освобождала самолет, зачаленный на случай шторма. После этого летчик забирался в кабину и пристегивался. Механик освобождал последнее крепление — контровочные штифты — и демонстрировал их пилоту и ответственному за запуск офицеру. Летчик выпускал закрылки, давал полный газ и, держа самолет на тормозах, поплотнее прижимался затылком к заголовнику кресла: перегрузка при старте достигала трех единиц. После условного сигнала, взмаха руки летчика, офицер считал до трех и включал зажигание твердотопливных ускорителей...









Взлет

Sea Hurricane


Одноразовый защитник


Вернуться на корабль самолет уже не мог. После выполнения боевой задачи пилот должен был дотянуть на остатках топлива до ближайшего аэродрома. Если такой возможности не представлялось, то после израсходования горючего летчику оставалось выброситься с парашютом или приводнить Sea Hurricane поблизости от конвоя. Таким образом, истребитель был полностью «одноразовым». При этом в случае успешного выполнения задания затея себя полностью окупала. Первый запуск Sea Hurricane состоялся 3 августа 1941 года, когда лейтенант Эверетт сбил над Атлантикой немецкий разведчик Fw 200 Condor. Сам Эверетт при этом чуть не погиб: во время приводнения заклинило фонарь кабины. Летчик чудом сумел выбраться из тонущего самолета, после чего был подобран спасательной командой с эсминца Wanderer. Всего было осуществлено восемь боевых пусков Hurricat (смесь слов Hurricane и Catapult — одно из прозвищ самолета). Ими было уничтожено шесть немецких самолетов, при этом погиб один британский летчик: во время покидания подбитого Sea Hurricane у летного офицера Кенделла не раскрылся парашют. Тем не менее результат действий катапультных истребителей был неплохим: об этом говорит и то, что несколько транспортных кораблей даже были оборудованы муляжами катапульт, предназначенных для отпугивания асов Геринга. С 1943 года, когда количество эскортных авианосцев было уже достаточным, использование Hurricat прекратили.








ZEL на базе F-100 Super Saber

Карманный аэродром

Помимо использования в качестве перехватчика, ZEL на базе F-100 Super Saber должен был доставлять тактический ядерный заряд. В качестве основы для конструирования пусковой установки был взят трейлер от тяжелого самолета-снаряда Matador, продолжавшего концепцию знаменитого немецкого V-1 (Фау-1). Ракета, выпущенная в более чем тысяче экземпляров, некоторое время стояла на вооружении в странах НАТО.


Второе рождение


Идея безаэродромного взлета не осталась забытой: в 1950-х годах холодная война заставила СССР и США задуматься о возможных способах перехвата бомбардировщиков, идущих к цели через Северный полюс. Обе страны начали разработку катапультных устройств для серийных истребителей.






Причиной тому было слабое развитие военных аэродромов в районах севера, необходимых для базирования перехватчиков — ни одна из враждующих стран не готовилась к отражению воздушного удара с этого направления. Проведенные расчеты показали, что при условии применения мощного твердотопливного ускорителя взлет реактивного истребителя возможен практически с места.




Самолет






Соединенные Штаты приступили к разработке подобной системы на базе истребителя F-84 Thunderjet со сбрасываемым пороховым ускорителем. Выбор самолета был неслучаен: прямое крыло F-84 — одного из первых реактивных истребителей ВВС США — создавало на малых скоростях значительно бóльшую подъемную силу, чем крылья стреловидной формы, выгодные для полетов на больших скоростях. Таким образом, самолет, не обладавший даже форсажной камерой, получал возможность взлететь с автомобильного трейлера. Конструкция пусковой установки была позаимствована у крылатой ракеты, а посадку предполагалось осуществлять... на гигантский надувной мат. Программа получила название ZEL — Zero Length Launch (Взлет с нулевым разбегом). Испытания начались в 1953 году, и все взлеты F-84 прошли успешно, но во время пробной посадки на надувную полосу самолет получил сильные повреждения и был списан, а летчик-испытатель Роберт Тернер получил серьезные травмы и долгое время провел в госпитале.








F-100 Super Saber

F-100 Super Saber




Требования к характеристикам истребителя менялись с огромной скоростью, и конструкторам пришлось задуматься о замене дозвукового F-84 более современной машиной. Такой машиной оказался сверхзвуковой истребитель F-100 Super Saber. Одной из задач усовершенствованного комплекса стала доставка тактического ядерного заряда. За счет применения взлета с нулевым разбегом повышалась живучесть самолета: он больше не нуждался в уязвимой с воздуха взлетной полосе. F-100 с подвешенным ядерным боеприпасом был способен вылететь по тревоге прямо из дверей укрытия. После атаки летчик должен был совершить посадку на дружественной территории. Испытания комплекса начались в 1957 году. Первый полет прошел успешно, но во время второго взлета крепления ускорителя не расцепились. Летчик Эл Блэкберн до последнего пытался спасти машину, но все попытки выровнять самолет с нарушенной центровкой были безуспешны, и Блэкберну ничего не оставалось, как потянуть за рукоятки катапультного кресла.ВВС Германии проводили собственные испытания с истребителем F-104G Starfighter. Все полеты прошли успешно: летчик-испытатель Эд Браун говорил, что взлет на ZEL — гораздо более плавная и спокойная процедура, чем взлет с паровой катапульты авианосца.







F-104G «Starfighter»

«Звездный боец»

Благодаря высокой тяговооруженности истребитель F-104G «Starfighter» идеально подходил для экспериментов с ZEL, хотя сам самолет был овеян дурной славой из-за беспрецедентной аварийности.




Безаэродромный МиГ


Подобные работы шли полным ходом и в СССР, обладавшем протяженной северной границей, практически не прикрытой с воздуха по причине неравномерного развития сети военных аэродромов. Проектированием советского ZEL на базе сверхзвукового истребителя МиГ-19 занялось ОКБ-155, руководил которым Михаил Гуревич. В конструкцию серийного истребителя внесли ряд доработок: планер был дополнительно усилен, а под фюзеляжем разместился мощный твердотопливный ускоритель ПРД-22. Изменения коснулись даже кресла летчика: заголовник новой формы стал плотно фиксировать голову: взлет происходил с перегрузкой 4,5 единицы, и стандартное кресло КС-4−4-22 могло травмировать летчика. Ускоритель ПРД- 22 развивал в течение 2,5 с тягу 40 т (за это время машина должна была успеть разогнаться до скорости 250 км/ч), а после сгорания топлива он автоматически сбрасывался. Во время взлета органы управления самолетом фиксировались, а после перехода в нормальный режим набора высоты автоматически освобождались (позже, по просьбам летчиков, от этого отказались). Стартовой установкой служила специально сконструированная направляющая, с помощью которой производилась и транспортировка комплекса.








Истребитель МиГ-19

Истребитель МиГ-19

Первый в мире серийный сверхзвуковой самолет. Именно на его базе в нашей стране был сконструирован безаэродромный истребитель СМ-30. Первые пять стартов осуществил летчик-испытатель Георгий Шиянов.




Испытания состоялись уже в 1956 году. По воспоминаниям очевидцев, факел от ускорителя был в несколько раз длиннее самого самолета. Старт беспилотного СМ-30 прошел успешно, но стартовая направляющая была сильно деформирована реактивными струями двигателей и ремонту не подлежала. После этого ее конструкцию изменили, а за комплексом стали выкапывать специальную яму, предназначенную для отвода газовых струй и снижения их воздействия на установку. На испытаниях комплекса присутствовал высший генералитет во главе с маршалом Георгием Жуковым. По окончании был сделан вывод о целесообразности выпуска малой серии для отработки боевого применения комплекса. При этом надежная система безаэродромной посадки так и не была отработана. Затормозить оказалось сложнее, чем разогнаться... Самым необычным предложением стало использование натянутого поперек аэродрома троса с прикрепленными к нему парашютами. Коснувшись земли, самолет должен был зацепиться за нее носовой стойкой шасси. Торможение при этом было довольно эффективным, но обслуживание этой системы оказалось слишком хлопотным. При этом традиционные системы, подобные корабельным аэрофинишерам, в полевых условиях оказались громоздкими и неудобными.


Самолет


Нерешенный вопрос безаэродромной посадки в основном и послужил причиной отказа от СМ-30 в СССР и программы ZEL в США. Самолету все же нужен аэродром. Тем более что доставка громоздких установок по железным и автомобильным дорогам была крайне затруднена из-за больших габаритов. Поступившие на вооружение мобильные зенитно-ракетные комплексы только подтолкнули военных и инженеров по обе стороны океана к принятию решения о прекращении дальнейших работ, даже несмотря на то, что ЗРК не в состоянии полностью заменить истребитель. Тем не менее идея короткого старта с пороховой катапульты нашла широчайшее применение в беспилотных летательных аппаратах и крылатых ракетах.



Степан Жилин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх